Интервью А.К. Хаджидиса изданию "Доктор Питер" по вопросу лекарственного страхования
17.01.2020
Лечатся все: В Петербурге разбатывают пилотный проект бесплатного обеспечения лекарствами.
В этом году в Петербурге должен стартовать пилотный проект лекарственного страхования. Пока выбрали одно направление медицины – кардиологию, в него уже заложены затраты налекарственное обеспечение хотя бы части пациентов. Что такое лекарственное страхование и для чего оно необходимо, «Доктору Питеру» рассказал Александр Хаджидис, главный клинический фармаколог Петербурга.
В стране надо оптимизировать систему лекарственного обеспечения, это уже очевидно. Составная часть этой оптимизации - лекарственное страхование. Сегодня, когда человек попадает в стационар, его лечат в том числе и лекарствами, на деньги налогоплательщика – то есть на деньги пациента, которые перечисляются в систему ОМС или в бюджет в виде налогов. Но если он лечится амбулаторно, то бесплатного лекарственного лечения не получает. В результате, никто не знает, лечится он или нет, насколько эффективно. Современные лекарства стоят недешево, а значит, человек нередко готов отказаться от их приобретения. Но без них не может быть эффективного лечения. Уже более 10 лет обсуждается возможность введения в стране программы возмещения стоимости лекарств для пациентов. В 2014 году планировались сроки реализации лекарственного страхования в 2019 году. Мы уже в 2020-м, а его все нет. Недавно министр Вероника Скворцова говорила, что оно появится к 2025 году, но затем пообещала сократить сроки введения программы на 2-3 года, чтобы она заработала к 2022 году.
ДЛО – прообраз лекарственного страхования?
Напомним, после внесения изменений в закон «О социальной защите населения» с января 2005 года в России заработала федеральная программа ДЛО – дополнительного лекарственного обеспечения для федеральных льготников. В 2006 году появились нормативы затрат в месяц на одного человека, получающего набор социальных услуг. При этом пациенты получили право отказываться от этих услуг, в том числе от лекарственного обеспечения и получать вместо них деньги.
- Когда появилась программа ДЛО, это был прогресс, ее можно, хоть и с некоторыми допущениями, назвать прообразом программы страхования для небольшой определенной группы пациентов, так называемых «льготников», - говорит Александр Хаджидис. - Но со временем она пошла вкривь и вкось. С одной стороны, из-за незначительности сумм возмещения. С другой, из-за предоставленной возможности получать деньги вместо лекарств. Не получилось научить людей воспринимать эту программу, как страховку, потому что тот, кто не болеет, не чувствует необходимости расставаться с деньгами. В итоге сейчас лекарства по этой программе получают только те, кому требуются очень дорогие препараты, остальные «берут деньгами». И на государственное обеспечение лекарствами льготников денег всегда не хватает. По большому счету программа ДЛО появилась от бедности, она работает только для федеральных льготников, то есть для тех, кто имеет статус инвалида. В целом, выделение льготных категорий граждан связано с ограниченностью бюджета. Свою службу система ДЛО уже сослужила. Но механизм ее действия в какой-то степени можно применить и в области лекарственного страхования.
Лекарства должны получать все
В целом, разные программы обеспечивают бесплатными лекарствами в стране, по данным Минздрава, 19% населения, другие источники называют 6% или 11-12%. В любом случае это небольшая часть населения, специалисты говорят, что получающих бесплатное лекарственное обеспечение должно быть 100%. То есть лечить надо всех не когда они становятся инвалидами, а когда только заболевают.
- Безуспешных попыток введения лекарственного страхования было много. В двух регионах были реализованы пилотные проекты, но несмотря не позитивные результаты, данное направление перестало развиваться, по непонятным мне причинам. Это может сработать, - считает главный клинический
фармаколог Петербурга. - Сначала пилот надо обкатать на каком-то одном направлении, чтобы понять механизм работы такой страховой программы, просчитать цену вопроса. На нынешнем этапе это может быть онкология, острый коронарный синдром или диабет – так как по этим направлениям есть регистры пациентов. Пока остановились на пациентах с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Финансирование программы - основной вопрос, который необходимо решить. На этом фоне все прочие трудности и задачи уходят на второй план – и оценка и развитие новых технологий лечения, и фармакоэкономика, которую в действительности непросто рассчитать и оценить. На заседании рабочей группы по разработке программы лекарственного страхования главный клинический фармаколог Петербурга Александр Хаджидис предложил план ее реализации:
- Сначала потребуется понять, для кого заработает пилотный проект - по какому принципу будет определяться так называемый тип покрытия. Это может быть принцип, по которому составляется перечень ОНЛС – бесплатными лекарствами обеспечивается определенная группа пациентов. Или принцип, по которому работает программа 12 нозологий – определенными лекарствами бесплатно обеспечиваются все страдающие конкретным заболеванием. При этом возмещение затрат должно распространяться только на препараты с доказанной эффективностью.
Прежде чем приступить к реализации программы, надо определиться с типом возмещения. То есть, будет ли пациент участвовать в приобретении препарата. Тут возможны три варианта: он получает его абсолютно бесплатно; необходим соплатеж; используется так называемое катастрофическое страхование, при котором возмещение осуществляется после достижения трат пациента на рецептурные препараты определенной суммы за год, например. Допустим, государство говорит пациенту: мы оплачиваем лечение эналаприлом, вот тебе деньги на его приобретение. Если ты покупаешь более дорогой препарат, то разницу оплачиваешь сам.
Затем следует определиться с источником финансирования. Либо это городской бюджет, что вряд ли, либо страховая медицина (ОМС, ДМС), либо комбинированное финансирование.
Когда будет ясно, на какие лекарства и на каких пациентов распространяется действие пилотного проекта лекарственного страхования, будет определен администратор программы. Это может быть Территориальный фонд ОМС, страховая медицинская организация, или медицинское учреждение.
Решать все эти задачи должна команда специалистов, в которую должны входить, как минимум, клинический фармаколог, специалист по фармакоэкономике, специалист по доказательной медицине, представитель Законодательного собрания, Комитета по здравоохранению, Территориального фонда ОМС, а также юрист – так как, возможно, придется менять законодательство, что может привезти к появлению нового налога.